SeaNN (seann) wrote,
SeaNN
seann

Б. Парамонов о системе фильтров, т.е. непризнаннии легально функционирующей сов. культуры: жить без телевизора, кино - считанные иностранные фильмы, чтение - Бердяев и др. "Вехи". "И еще было одно настроение: отвращение не только к сов. власти и всему климату подсоветской жизни, о и к интеллигентским попыткам что-то в чем-то усмотреть, обнаружить где-то какую-то ловко упрятанную сенсацию... Самой презираемой фигурой (для меня) был, помнится, драматург Михаил Шатров, пытавшийся в псевдоисторических пьесках о большевиках протаскивать какую-то либеральщину, понятную центровой образованщине, как говорил Солженицын, и ее восторгавшую за смелость: смелость представить главным либералом – Ленина! И в этом же контексте сложилось тогдашнее отношение к Юрию Трифонову, как раз в те застойные годы ставшему любимейшим интеллигентским чтением. Я его попросту не читал – из тех же соображений".

Система фильтров есть всегда; моя, пожалуй, погибче, в силу малой религиозности и неиндоктринированности. Излишне жесткая настройка фильтров приводит к тому, что отсеивается не только мусор и вранье, но и сам контекст эпохи.

Изучают ли смену контекста? Советские комедии (в свете мифа эпохи) сегодня кажутся абсолютно антисоветскими. Но в те времена в комедии не усматривали даже легкого фрондерства, а просто смеялись. Каков был контекст 30-х, 40-х?

Еще: ритуальные марксячьи заклинания и поклоны в научн. трудах появляются только после войны; до этого обходились без них. Кажется, до войны общий "идеологический" пресс был менее тяжким и более избирательным. Что изменилось, что произошло?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment