SeaNN (seann) wrote,
SeaNN
seann

Вилла Эфрусси и другие концлагеря ремесла и духа

Музеи как тюрьмы. Они лишают мир шедевров.

В романе Моэма "Лезвие бритвы" есть персонаж по имени Эллиот: безобидный знаток искусства, антиквар-спекулянт, поклонник высокой социальной моды. Он окружает себя шедеврами, покупает титул папского графа, и, придумав родословную, велит хоронить себя в костюме герцога Лерма с картины Сандоваля.

Кажется, это шарж на Беатрис Эфрусси, чья вилла на Кап-Ферра сейчас музей. Изначально это был частный дом. Здесь собраны древние колоннады, каменная резьба, части алтарей, статуи и т.п. Их взяли там, где они были рождены, и снесли туда, где ими могла наслаждаться хозяйка виллы и ее гости. А на прежнем месте стало пусто и голо.

Получилась немыслимая, избыточность, дисгармония. Каждая вещь уникальна, у каждой своя мелодия, а на видде, да и в музеях эти мелодии сливаются в шумную какофонию. Ренессансные двери воюют со средневековым орнаментом, римская мозаика - с современной отделкой стен, старинные гобелены - со светильниками рокайль.

Но дело даже не в этом. а в том, что эта вилла, как и любой музей, создает вокруг себя вакуум, где ни красоты, ни ремесла. Не только массовое производство, но и музеи виноваты в упадке ремесла и профессионального художества.

Еще более уродливое явление - запасники музеев. Это апофеоз стяжательства без смысла и без цели. Сколько красоты пропадает, сколько шедевров ремесла и духа отнято у людей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments