SeaNN (seann) wrote,
SeaNN
seann

...лучше понимать дворян и разночинцев 19 века, чем собственных отцов и дедов

_niece перкрасно сформулировала. Несколько раз пыталась объяснить комиссарам от истпола -

Все же первая половина двадцатого века - эпоха, недоступная нашему пониманию. Нетрудно читать Шекспира - или самого бездарного из современников Шекспира - вооружась скромными познаниями об исторической обстановке и слегка подкрутив свои ментальные настройки в соответствии с ними. Можно читать арабские сказки в суровом переводе Салье или прекрасный роман Гэндзи-моногатари, учитывая, что его все равно написал Марсель Пруст. Но что было в голове у этих людей, что было для них добро и зло, что им казалось комическим, что трагическим, что прекрасным, что безобразным - понять невозможно.
<...>
Обобщая, можно сказать, что мы в состоянии воспринять ту культурную традицию, наследниками которой мы хоть в какой-то степени являемся - ту, которая имела историческое продолжение. Грубо говоря, все, что в нашем общем иудео-эллинистическом русле, можно при некотором усилии понимать. Дегуманизация, начавшаяся в начале века, породила цивилизацию непостижимую, как ацтеки и майя - и это было явление общеевропейское, хотя, конечно, советская концентрация погуще прочих будет (но нацистские фантазии вызывают тот же вопрос - это что, все всерьез? мертвые головы, новая религия и Лени Рифеншталь? взрослые люди вот этим занимались?). Начало процесса можно наблюдать, пожалуй, в так называемом декадансе, а от глуповатого серебряного века и до Заболоцкого рукой подать (была дева - стали щи) - да и почитать позднего Толстого, уже это писано не человеком и не для людей.


Из комментов: Легко считать 30-е провалом и возвращением к далекому прошлому если забыть из кого именно тогда делали тех, кто сейчас считает эти годы выпавшими. 80% крестьянского населения в стране - это очень много. Может быть - куда более загадочным - как раз наоборот выглядит феномен той же советской системы образования, которая позволила уже через два поколения лучше понимать дворян и разночинцев 19 века, чем собственных отцов и дедов?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments