SeaNN (seann) wrote,
SeaNN
seann

By Maxim Kantor

РАЙОННЫЕ БУДНИ

В советские годы в газете "Труд" была опубликована заметка - в то время журналисты еще занимались своим делом и писали репортажи, а теперь это уже ругая профессия: журналист - это тот, кто делится маленькими убеждениями. Так вот, в "Труде" опубликовали репортаж.
Дело было в семьдесят седьмом году под Волоколамском - в деревне гуляла свадьба.
Мужики перепились и двое из них сели на трактор и пустились гонять по грязным картофельным полям. Выехали на какие-то буераки и провалились в овраг - как оказалось, провалились в фашистский склад оружия, не обнаруженный до тех пор.
Пьяные дурни рассматривали шмайсеры и каски.
Потом напялили каски, взяли ржавые автоматы и вернулись в свою деревню, где свадьба еще гуляла.
Мужики в касках ввалились в прадничкый зал и заоррали: Хенде хох!
Сельчане обалдели.
И в наступившей тишине вперед вышел некий мужичок и сказал: Давно вас ждем, а вот этот - председатель колхоза!

Это реальная история, был суд, пьяниц приговорили (тогда это многие обсуждали) к двум годам, а предателя, выдавшего фашистам председателя колхоза, - к пяти годам лишения свободы. Я помню дебаты вокруг этого комичного случая.

Вчера я опубликовал заметку, пародирующую защитную речь на процессе серийного убийцы Чикатило. Сарказам заметки состоял в том, что мнимый защитник оправдывает преступления убийцы тем, что тот боролся с Советской властью. Кстати реальный сын реального Чикатило так и делает. И так же далают защитники Власова, и тп.
Легко понять, что мне эта точка зрения не близка.
Вообще говоря, я христианин, католик. Также я социалист, и борьбу с социализмом за капитализм - весьма осуждаю. Те, кто читал хоть что-нибудь из написанного мной, и видел хоть одну картину - должны были понять, что написанное мной - насмешка над эластичной моралью сегодняшнего дня.

Однако иронию поняли далеко не все. Некоторые (примерно треть) решили, что это серьезно: они были уже подготовлены к тому, что оправдание бандита вполне возможно. Некоторые решили, что я впрямь веду разговор об оправдании. Однако, глухота к иронии - не порок. К тому же, возможно, я неудачно написал.

Любопытно иное: еще одна треть читателей признала речь выдуманного адвоката - разумной.
За истекшие годы работа с мозгами граждан была проведена основательная.
Отныне оправдание Власова, Чикатило, любой мерзости - тем, что эта мерзость была осуществлена в качестве сопротвления общей морали коллектива - такое оправдание теперь возможно.
Здесь вот что важно:
мораль - существует как вмененное всем, всему коллективу, обществу, людям - единое правило. Мораль - это то, что превращает правило одного - в общечеловеческий закон.
Случается так, что коллектив принимает бесчеловечные законы - например племя людоедов, нацистское государство, или, скажем, ежовский террор или якобинский трибунал могут провоцировать изменение и порчу общей морали. И тогда одиночка обязан возвысить свой голос - чтобы отстоять мораль, существующую в идеале.
Однако, то что он будет отстаивать, это не его личная мораль - это по прежнему мораль коллективного общежития, мира, где всякий отвечает за каждого, где уважают стариков и защищают детей. Ибо нет, не существует морали - не общей.
Мораль - эт общий закон. Мораль - как частный, приватизированный институт самовыражения - не существует. Это нонсенс.
Надо исхитриться, чтобы нарушение правил общества - принять за моральный поступок.
Но мы уже переучились. Мы столько раз предавали себе подобных - ради денег, карьеры, успеха, прогресса - что речь адвоката Чикатило показалась многим убедительной.
Так что, если бы сегодня пьяные дураки въехали в село со шмайсерами, то фашистам бы выдали не только председателя колхоза, но и всех сочувствующих колхозному строительству.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments