SeaNN (seann) wrote,
SeaNN
seann

Массимо Монтанари. Голод и изобилие. История питания в Европе. -

Необыкновенно интересная книга. Увлекательно написана и прекрасно переведена.
Автор - истрик-медиевист. Впрочем, слово "медиевист" он отрицает, как отрицает и само именование Средних веков: по его мнению, нужна иная периодизация. Никаких Средних веков не было, а время неразрывно.

Постановка вопроса - общая картина истории как цепи пищевых кризисов, приводящих на новые уровни технологий и цивилизации.
"...чрезвычайное положение может длиться месяцы, годы, в крайнем случае десятилетия, но не века — а именно века, по всей вероятности, длились «тяжелые времена» в Европе. Кризис начался, как мы сказали, в III в., обострился в IV и V вв., в некоторых странах, например в Италии, его пик пришелся на VI в. (именно к этому столетию относятся самые кровавые конфликты, самые опустошительные эпидемии и самый страшный голод). То есть «чрезвычайное положение» несколько веков было обыденной реальностью".

Спасало разнообразие стола, к которому пришли не сразу.

Античность:

"Ресурсов теоретически хватало, нужно было только, чтобы выжившие организовались для их использования. Повсюду простирались леса, естественные луга, болота: невозделанные земли, которые начиная с III в. стали теснить поля почти повсеместно — даже там, где их прежде не было, — сделались основной формой ландшафта. Использование их открывало великие возможности, нужно было только заняться этим на практике, преодолев глубоко укорененный в античной культуре предрассудок, исключавший saltus, невозделанное, из сферы производственной деятельности, считая его некой антитезой человеческому, цивилизованному миру".

"Римская культура, как и греческая, не слишком ценила первозданную природу. В системе ценностей, выработанной греческими и римскими мыслителями, она занимала скромное место, будучи противоположностью цивилизации."
"Лес был синонимом маргинальности, исключения; только маргинал, исключенный, изгнанный, прибегал к лесу как к источнику пищи: охотник, которому Дион из Прусы посвятил свой роман, именно таков" (лес = варварство).

В связи с этим - о трех столпах римской цивилизации: пшеница, вино, оливковое масло. Это пища цивилизованного римлянина (в отличие от варвара, чья пища мясо, молочные продукты, просо и сорго).
"Зерновые, виноград, оливы лежали в основе всего: триада экономических и культурных ценностей, которую эти цивилизации возвели в ранг символа своей собственной идентичности."

Варвары (кельты, германцы): охота и рыбная ловля, сбор лесных ягод, свободный выпас скота в лесу (в основном свиней, но также лошадей и крупного рогатого скота).

Рожь стали сеять только после кризиса III в. В IV - VI вв. - начало конвергенции пищевых привычек и рост разнообразия стола, что снижало угрозу голода.

Далее: V - VI вв. - разделение еды на городскую и деревенскую, IX - X вв. - на крестьянскую и благородную. Жесткая регламентация стола в зависимости от социального статуса - с XV.
Роль монастырей как моторов прогресса технологий.

"Римская пищевая триада" в символике и ритуалах христианства: хлеб, вино, елей. (В Евангелиях видим чудеса о хлебах и вине; где же масло? осталось в Евангелии Q?)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment