SeaNN (seann) wrote,
SeaNN
seann

Categories:

Реальность vs (новая) тоталитарная версия литературной истории

Внук священника и сын чиновника А.А. Жданов, сельский учитель Д.В. Крупин, рабочий А.А. Андреев и псевдо-аристократка Ахматова, как любопытно. Прорастание конфликтов столетней давности в современность.

Вот в этом постинге взяла, там еще портреты работы Ольги Делла-Вос-Кардовской: Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Иван Жданов - родной дядя того самого А.А.Жданова.

[В постинге и в цитируемой статье все верно (коллизия Жданов - Ахматова как эстетический и отчасти классовый конфликт), интересно и точно, но до чего плохо, плохо, плохо написано, - топорно, безвкусно, газетно-фельетонно. Словно девочка-припевочка писала.]

"Для круга общения провинциальных интеллигентов в переславской усадьбе Кардовских такие «римские» нравы петербургской богемы были весьма шокирующими. Литературное отражение этих нравов тем более негативно воспринималось людьми, воспитанными на русской классике XIX века. Здесь мы видим совершенно понятное и очевидное для нас тихое противостояние столичного «креативного класса» и «непродвинутой» провинции – за сто лет Россия тут не сильно изменилась.
Всё семейство Ждановых с их священническим происхождением и «народническими» вкусами отличалось и весьма строгими взглядами на мораль в отношениях полов. Так что после таких соседских баек в Переславле, услышанных еще подростком, Жданов искренне презирал «блудницу» Ахматову. Здесь личное отношение к человеку полностью совпадало со столь же презрительным мнением о её творчестве. И всё это ложилось на упомянутую выше большую политику, выросшую на крахе благополучного меньшинства России в ходе беспощадного и наполненного большевистским смыслом русского бунта 1917-го года.
<...> значительная часть такой провинциальной русской интеллигенции начала XX века – а к ней принадлежали и Жданов, и Крупин и великое множество иных партийных и беспартийных – имела вкусы, радикально отличавшиеся от навязываемого ныне стандарта «серебряного века».
<...> Позже, уже в знаменитой критике 1946 года, Жданов назовёт эти стихи Ахматовой «поэзией десяти тысяч верхних старой дворянской России». Современные литературоведы не спешат задумываться о том, что же стояло за этими словами «Доктора Зло», совершенно понятными для большинства современников Ахматовой, родившихся в полуфеодальной России дикого капитализма"

Хотела почитать книгу Волынца (он же alter_vj) о Жданове, но такой штиль едва ли одолею (жаль).

=================

Кажется, лучших советских писателей (от Сейфуллиной и Панферова до Леонова и Шолохова) именно этот конфликт похоронил под глыбами интеллигентных фи. Платонов уцелел только по своей опальности, а не то бы.

========

Интересно, что совсетские культура и искусство, несмотря на декларируемый демократизм и пролетарское ляля, носили выраженно аристократический характер. богему пускали разве что в переднюю и только тех, кто научился не сморкаться в шторы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments