SeaNN (seann) wrote,
SeaNN
seann

Церковь Запада и Византии: дисциплинирование аудитории

"Статус духовного лица в западном христианстве — это статус посланца из какого-то другого мира: он был где-то вне политических властей, это была структура, вообще не связанная с политической властью в нашем мире. Благодаря тому, что Папы выиграли у императоров спор об инвеституре, иерархия жила своей отдельной жизнью. И в этом смысле кюре имел моральное право с кафедры в головы крестьян постоянно вдалбливать и вдалбливать, что нужно ходить к Исповеди, нужно каяться в грехах, нужно честно рассказать, а то будешь гореть в аду. И он доходил с этим до каждого человека.
В Византии ничего подобного не было. <...>
В России это ещё усугубилось. Статус духовного сословия в России — это статус приниженный. Это имело огромные последствия.
Тот факт, что люди ни за что не считали удушать новорожденных младенцев (это было повсеместно), и то, что они исповедовались один раз в жизни на смертном одре, и то, что они не ходили к причастию десятками лет — всё это стало результатом того, что идеей духовного дисциплинирования паствы православие не занималось, так сложилось исторически. <...>
Цивилизованный человек Запада вышел из горнила многовекового дисциплинирования, так что он стал цензором самого себя. Это результат длительного развития, и то, что сейчас Запад в основном секуляристский, не имеет никакого значения, главное было сделано в эти столетия, когда Церковь бесконечно занималась невероятно жестким дисциплинированием людей
Побочные явления этого были ужасны, например, поголовный ужас перед дьяволом. Человек Западной Европы жил в постоянном ужасе. Все эти химерические изображения дьявола: с рогами, копытами, хвостом, все эти черные мессы, черные пудели, весь этот ужас, в котором он жил, был результатом того, что его постоянно тыкали в его грехи.

В Византии про дьявола никто никогда не думал. Изображения дьявола не существует в православной иконографии. Иногда за дьявола принимают большое темное существо с большим животом, но это Аид, это изображение потустороннего царства, он как бы всех съедает. А бесы все маленькие—маленькие. На знаменитой иконе «Лествица» бесы — это маленькие существа, совсем не страшные. Византийский человек не жил в состоянии повседневного ужаса.

На Руси это еще многократно усилилось. За исключением отдельных взрывов пандемического страха, в целом, я думаю, уровень страха древнерусского человека был на порядок ниже, чем у человека Запада".
http://www.pravmir.ru/professor-sergej-ivanov-ob-igre-so-smyslami-naslednikax-vizantii-i-uploshhenii-obrazovaniya/#ixzz2rKSK9JJC
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments