SeaNN (seann) wrote,
SeaNN
seann

Равенна

Пересматривала фоготрафии, сделанные в Равенне. Потом нашла на Викимедии большие файлы и смотрела еще.
Мне кажется, "мы" - в это "мы" входят и те, кто занимается социальной историей - совершенно не понимаем эпохи осевого времени и той, что последовала за ним. 2300 лет непрерывных трансформаций и непрерывного переосмысления времени. Циклическое время завершилось с воцарением императоров, но какова гибкость и рациональность человеческого ума, который не смогла травмировать "перемена времен".
Вот только перспектива вместо прямой стала обратной.
А центром западного мира, полуубитого голодом и Юстиниановой чумой, оказалась глухая и гнилая Равенна.
Ремесло и художество не умерли, они как-то выживают в рассеянии, но многое утрачено, а более всего потрясающие римские техники зодчнества. Новая эпоха не предусматривала кипения общественной жизни и обширных общественных зданий. Храмовые портики похожи на навесы над входом в деревенский трактир, а сами здания грубы и малы.
Путь к романской архитектуре - поиск забытого, нащупывание и трансформация утраченных было технологий.
Зато в грубых приземистых строениях цветут мозаики, цетут надежды - и даже уверенное знание - что есть небесная справедливость, что всякому воздастся по делам его и что рай совсем близок, его даже можно рассмотреть и потрогать.
Вот звездные сады Галлы Плацидии, вот цветная статика библейских и евангельских сцен, вот живые птицы, звери и люди - все это про "не убоюсь я зла". Все райское, все радостное, уверенное и всегда рядом сильный и добрый Пастырь, даже на путях в долину смертной тени.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments