SeaNN (seann) wrote,
SeaNN
seann

Category:

Галина Гужвина о борьбе с неформальными иерархиями во французских classes préparatoires

https://www.facebook.com/galinaguzhvina/posts/911341339009963
К вопросу о противодействии травле во французских элитарных учебных заведениях условно школьного типа. Сразу оговорюсь: официально элитарных именно школ (lycee) во Франции нет, это запрещено самими принципами французской республики (egalite), все дети должны получать одинаковое образование обязательного цикла и т.д. Но зато есть ультра-элитарные ВУЗы (эколь нормали, эколь политекник, другие высшие школы инженеров и бизнеса), куда набор производится по очень серьёзному конкурсу - через два года после общего ЕГЭ. Так вот, эти два года лучшие выпускники школ проводят, интенсивно готовясь к конкурсам в высшие школы в так называемых подготовительных классах (classes préparatoires). Публика в препа обычно возраста 18-20 лет и достаточно...ммм... как бы это пополиткорректнее, смешанная: современная политика отбора в препа даёт, например, ощутимые преференции выпускникам лицеев в неблагополучных (читай - иммигрантских) кварталах, детям из семей с доходами ниже прожиточного минимума и так далее. То есть чисто социального простора для травли по этническим, религиозным, имущественным и общехаризматическим параметрам в препа, разумеется, куда больше, чем в любой столичной элитной школе, не говоря уже о СУНЦ, и осознание этого давно уже стало частью политики функционирования препа.
Что в связи с этим делается?
Во-первых, в каждом из препа педагогический коллектив и администрация строго и официально резервирует именно за собой монополию установления внутренней иерархии у студентов. Только меритократия, только хардкор. Кто лучше учится, тот выше стоит в официальном, афишируемом рейтинге. И любые попытки студентов установить какую-либо параллельную - имущественную или (особенно) харизматическую - иерархию явно или неявно пресекаются. Пресечению немало помогает то, что учебные планы уже составляются, занимая лекциями/семинарами/контрольными/обязательными уроками физкультуры все дни недели с понедельника по субботу с восьми утра до шести вечера при увесистом объеме домашних заданий. Таким образом, все внешкольные занятия по максимуму маргинализируются, все даже гитарные тымц-тымц и "я поэт, зовусь я Цветик" - вытесняются куда-то за рамки препа, за рамки сливающихся в исключительно учебных экстазах классов. Нечего, потому что, создавать тымц-тымцами неформальных лидеров. Нет, всем, конечно, понятно, что девки любят гармонистов, но даже эту несправедливость на моей памяти пытались сгладить в лионском католическом препа Шартрё, официано запретив всякий даже обмен валентинками 14 февраля. Не подумайте, никаких вакханалий/лупанариев, памятных мне по дням св. Валентина в СУНЦ, в Шартрё не было и в помине, так открыточки сердечками писали и посылали. Но запретили и это, потому что как же это так, красавец Жан-Ив из хвоста рейтинга получит их много, а лидер рейтинга худосочный, очкастенький Ли - нет. Неправильно, нехорошо, не надо этого, Ли должен быть меритократически выше, в рамках школы по крайней мере. Никаких иных типов подавления, доминирования и построения по росту мы здесь не приемлем. Таковы принципы нашей республики, реализующиеся в препа.

Во-вторых, традиция осознания травли вообще во французской педагогике такова, что началом и, в конечном итоге, целью любой травли считается не повышенное, пусть и негативное, внимание к персоне травимого, а напротив, его исключение из социума и каких-то общих занятий этого социума. Поэтому особое внимание в препа уделяется тому, чтобы никто из студентов не исключался из каких бы то ни было видов деятельности, внешкольной в том числе (а за школьной, собственно, и проследить проще), да и чтобы вообще её поменьше было, этой внешкольной деятельности. Поэтому, например, за доказанное не-приглашение на День Рождения одного студента или малой группы студентов класса у не пригласившего могут быть большие проблемы (я лично знаю о двух исключениях из препа за такое - одно было в католическом заведении, другое - во вполне нормальном государственном). Что-то более серьезное пресекается ещё быстрее, ещё жестче, и кодекс не-доносительства (весьма, кстати, у французов развитый - в иных контекстах) здесь работать перестает совершенно. О серьёзном расскажут, не боясь, это называют гражданской сознательностью.

Наконец, во всё большую моду входят различные благотворительные проекты. Студенты препа тратят своё невеликое воскресное свободное время на, например, работу с детьми беженцев в кризисных центрах. Это, разумеется, потом очень неплохо обыгрывается в резюме, но, по моим ощущениям, в своем желании помочь большинство вполне искренни. Инициативы такого рода всегда идут с социальных верхов, от детей имущих, но как раз студенты из менее благополучной среды зачастую лучше справляются непосредственно с работой. В смысле склейки и сдружения классов эти проекты просто на удивление эффективны, куда там вечеринкам с бухлом. Хотя веселухи, понятное дело, меньше.

То есть, вообще, скучно живут, конечно, эти препа.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments