SeaNN (seann) wrote,
SeaNN
seann

Национальный археологич. музей в Салониках - грустное место и небогатое. Похоже, все ценное в этих землях было уничтожено или вывезено. Остался неплохой набор римских саркофагов по живучей этрусской моде, с возлежащими наверху фигурами супругов.
Зато нашлось подтверждение моей догадки о времени смены реалистического стиля скульптурного портрета - в котором римлянам не было равных и нет - на абстрактный, условный, замешанный на жестком каноне, почти-иконный.
Так вот: рядом со стандартными Августами и Адрианами там был вот этот дядечка, IV век. Слева - официальный портрет Александра Севера, "фото на паспорт", 222-235 гг. А справа, спустя век - римский пост-реализм, отторгающий искусство портрета и настаивающий на условности и "слегка-похожести" очертаний лица.
Таково было начало, а к VII веку христиане вообще отказались от скульптуры (остались рельефы, а скульптура возродилась уже в Высокое Средневековье). Есть масса теорий, объясняющих переход к двумерности, от утраты технологий до новой концепции духа или защиты от идолопоклонства. Но технологии были живы даже в V веке, а иконоборчество существовало и прежде, его пик случится лет через 400, при Льве III. И этот, слева - это все еще римский портрет. Но - другой, после пересборки империи на новых основаниях.

А СеверIV vek
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments