SeaNN (seann) wrote,
SeaNN
seann

Category:
"...осень и зима обещают быть интересными и напоминать покер или встречный таран, кто раньше моргнет".

https://www.facebook.com/sergey.vakulenko.7/posts/2363847416983995
4 ч. ·
Осознал одну интересную коллизию.
(коллизия в пяти последних абзацах, а все, что до того - описание мизансцены. Если вы хорошо разбираетесь в том, что сейчас происходит с экспортом российского газа в Европу, то всю длинную середину можно не читать. А если вообще газом не интересуетесь, то можно и все не читать)

Как известно, сейчас разворачивается газопроводная война. До сего момента российский газ в Европу шел по трем направлениям – через Балтийское море по трубе Северный поток-1 (мощность 55 млрд. кубов в год), через трубу Ямал-Европа, идущую через Белоруссию и Польшу (33 млрд.) и через Украину (мощности там больше 100 млрд., а реальное использование было разным), причем, там есть развилка, есть Трансбалканский трубопровод на 15 млрд, идущий через Балканы в Турцию, а остальное через Словакию в Европу. Идущий через Украину в центральную Европу российский газ доходит до хаба Баумгартен в Австрии и оттуда расходится потребителям.

Газпром сейчас спешно строит вторую нитку Северного потока, НордСтрим-2, тоже на 55 млрд. и «Турецкий поток» через Черное море в европейскую часть Турции на 32 млрд. 16 из этих 32 млрд могут заместить Трансбалканский трубопровод, а еще 16 могут пройти через Болгарию, Сербию и Венгрию в Австрию, таким образом создав новых мощностей по доставке российского газа в Европу и Турцию на 90 млрд. кубов. Трубопровод до Турции достроен, но его продолжение по балканским странам еще не готово, т.е. 16 млрд – это пока мертвая мощность., достройка связывающей трубы ожидается в течение года. Норд Стрим 2 тоже практически готов, но его достройку тормозит Дания, через чьи территориальные воды или 200-мильную зону он должен пройти. Отговорки у Дании практически кончаются и в течение ближайших месяцев ей, видимо, придется все-таки позволить строительство трубопровода. Для завершения картины нужно еще построить трубопровод EUGAL, который соединит Грайфсвальд на балтийском побережье с югом Германии. Это строительство тоже должно быть закончено в ближайшие месяцы.
Когда вся эта система будет построена, появится реальная конкуренция на рынке транспорта газа из России в Европу, а Украина потеряет свою монополию и возможность диктовать условия Газпрому и шантажировать его.

Тем временем, заканчивается десятилетний контракт на прокачку российского газа через Украину. Газпром предлагает продлить его на год на текущих условиях с тем, чтобы после этого заказывать мощности по необходимости, когда и если понадобится и если тариф окажется конкурентным.

Украина предлагает продлить контракт на транзит на довольно жестких условиях - на 10 лет, с обязательством прокачивать не менее 60 млрд. кубометров в год (или платить за такую прокачку, если реальный объем был ниже) и предлагает повысить тариф, чтобы сделать свою газотранспортную систему привлекательной для инвесторов и покупателей. Точка зрения тут такова, что все понимают, что по такой цене и в таких объемах украинский транзит через год Газпрому будет не нужен, но есть предположение или надежда, что если Газпром вдруг не сможет исполнить свои обязательства по поставке газа грядущей зимой, это обойдется ему настолько дорого, что 30-40 млрд. долларов тарифа, которые рассчитывает получить Украина в течение десяти лет, окажутся не такой уж и большой платой. (Для справки – стоимость строительства Нордстрим-2 оценивается в 10 млрд.). Для Украины это весьма значительные деньги, а кроме того, на кону и стоимость обеспечения газом самой Украины. Сейчас Украина как бы покупает газ в Европе у европейских покупателей российского газа и как бы реверсом транспортирует его из Европы на свою территорию, но этот реверс не физический, а виртуальный. При отсутствии значительных и стабильных объемов транзита, придется покупать газ на австрийском хабе, платить Словакии за транспорт до границ Украины, перестраивать газотранспортную систему на возможность транспортировки в восточном направлении и тратиться еще и на этот транспорт. Это легко может стоить еще миллиард долларов в год в дополнение к потерянным 2.5 миллиардам, получаемым за транзит сейчас или 3-4 миллиардам, которые Украина надеется получать по новому контракту, так что, ставки для нее весьма высоки.

Стратегия Газпрома на эту зиму, по всей видимости, состоит в том, чтобы по максимуму закачать газ в хранилища в Европе, по максимуму полагаться на существующие не-украинские маршруты поставки, в частности, Нордстрим-1 и его продолжения в Германии, OPAL и NEL, поставлять газ по нижней границе своих обязательств (в контрактах есть определенная гибкость, обычно до 15%), а на крайность, если не будет хватать, покупать какое-то количество газа на спот-рынке СПГ и доставлять газ своим потребителям через СПГ-терминалы, благо, мощностей в них хватает.

В общем, осень и зима обещают быть интересными и напоминать покер или встречный таран, кто раньше моргнет. Следующая российско-украинская встреча на эту тему ожидается 19 сентября, совсем скоро.

У поставок российского газа в Европу по новым маршрутам есть и еще одно осложнение, связанное с режимом доступа к европейским трубопроводам.
Первый раз она возникала 8 лет назад, когда был построен Норд Стрим-1 и были построены трубопроводы OPAL и NEL, его продолжения по Европе. Возник большой спор, в каком объеме Газпром может пользоваться мощностями этих труб - формальные правила конкуренции требуют, чтобы один пользователь загружал не более, чем определенную долю, но других-то желающих на эти мощности особо нет, так что, после долгих споров и судебных дел Газпром получил право пользоваться всеми мощностями трубопроводов, но фактически до первой жалобы.

Эта жалоба поступила пару лет назад, польская компания, владелец польского сегмента трубопровода Ямал-Европа, заявила, что это создает угрозу для ее возможности продавать свои мощности Газпрому (каким образом - бог весть, объемы поставок там не снижались), так что, это мешает конкуренции. Формальный повод там, впрочем, был другой, PGNiG заявила, что перед выдачей Газпрому позволения на пользование полной мощностью трубы не было проведено достаточно всестороннее исследование, в какой мере это разрешение может повредить конкуренции. В итоге, суд потребовал, чтобы Газпром сократил свои прокачки через OPAL.

Вообще, польская позиция весьма противоречива – Польша утверждает, что строительство прямого трубопровода из России в Германию создаст угрозу ее энергобезопасности, так как отрежет от поставок российского газа. С другой стороны, Польша активно строит терминалы СПГ, трубопровод через Балтику из Норвегии (строительство этого трубопровода, кстати, одна из причин, по которой Дания не сможет сильно затягивать с разрешением для Нордстрима) и уведомляет Газпром, что не намерена продлевать контракт с ним и вообще более в русском газе не нуждается.
Впрочем, поляки не скрывали, что истинная цель была совсем другой – снизить хотя бы на эту зиму объемы мощностей, идущих в обход Украины, доступных для использования Газпромом, затруднить для него возможность исполнять контракты в ситуации с недостроенным Нордстримом и фактически заставить подписать мировую с Украиной, тот самый контракт на десять лет.

Вот тут-то коллизия и есть. Делая это, поляки проявляют невиданное благородство и самоотверженность. Допустим, план сработал и Газпром действительно будет вынужден капитулировать перед Украиной и ЕС и подписать кабальный десятилетний контракт. Но и Нордстрим-2, и Турецкий поток, и EUGAL, и трубопроводы через Сербию и Венгрию практически достроены и за ближайший год, много – два будут закончены. С другой стороны, долгосрочный контракт на транзит по польскому участку Ямал-Европа заканчивается в мае 2020-го года и объявлено, что его мощности будут выставляться на регулярные торги.

В итоге, самое позднее - через пару лет, а скорее всего, в 2020-м в распоряжении у Газпрома окажется следующий набор мощностей для поставок газа в Западную и Центральную Европу:
- 110 bcm в двух Нордстримах
- 16 bcm в Турецком потоке
- 60 bcm вынужденно оплаченных мощностей в украинской системе.
Все эти мощности, заметим, с точки зрения текущих затрат будут практически бесплатны, увеличение или уменьшение прокачки по ним на изменение затрат практически не будет влиять. И последняя строчка:
- 33 bcm в Ямал-Европе, тот самый трубопровод о наполнении которого так заботились польские истцы и мощности в котором нужно и можно будет покупать в текущем режиме.

А теперь вопрос, какой из этих маршрутов будет наиболее уязвим в случае снижения объемов прокачки? И как бы выглядела эта ситуация в отсутствие навязанных мощностей украинской трубы?

Много раз отмечено, что любимыми играми братьев-славян являются игры с отрицательной суммой. Пусть мне будет плохо, но пусть соседу будет еще хуже. Это еще одна иллюстрация к этому наблюдению.


См тж: Источник: РФ сможет поставлять газ в ЕС через Украину в 2020 году без контракта с Киевом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments