SeaNN (seann) wrote,
SeaNN
seann

Categories:
Колизей начали дербанить на стройматериалы уже в IV веке. Примерно в начале пятого века гидравлическая и канализационная система в юго-западном секторе уже не действовали, а трубы и задвижки исчезли. В 484 и 508 гг городской префект Венанций Базилий провел последние крупные ремонтные работы - чинили арену и подиум, поврежденные землетрясением. Для этого остатки колоннады демонтировали, колонны и осколки скатили в основание арены и засыпали землей. Когда в 1810-14 годах раскапывали арену, обнаружил три слоя вдоль главной оси арены. До слоя Венанция Базидия добрались в 1874-75 гг, и обнаружили 70% колонн верхнего портика чердака, ряд надписей, блоки травертина и туфа, деревянные элементы и детали подземных машин. Там ьакже были остатки около 20 огромных колонн, капители которых упали сверху.
Подземные помещения были засыпаны и повреждены землетрясением иоставались нетронутыми 1300 лет.
В начале VI в Рим опустел и уже во времена Теодориха в Колизее провели учет материалов. Для повторного использования там было много пиленого травертина, толстые мраморные плиты, которые покрывали коридоры, блоки туфа, свинцовые трубы, металлические граппы, которые скрепляли блоки травертина, даже кирпичи.
В VI-IX вв. единственным стабильным институтом была Церковь. Известно, что папа Григорий Великий ввел практику утилизации древних храмов и базилик, превращая их в христианские церкви. По-видимому, это подтверждается названием, вырезанным на колонне с юго-восточной стороны: «GERONTI V S». Это имя относится к важному Геронтию (V S означает VIRI SPECTABILIS), который получил концессию на демонтаж сооружения и использование Колизея в качестве карьера. Однако амфитеатр все еще использовался: в 519 году Евтарих (предполагаемый зять Теодориха) и в 523 году Аниций Максим отмечали свое консульство в Колизее, лишенном колоннады и серьезно поврежденном. В любом случае, потомок Аниция были последним, кто проводил празднество в Колизее.
В оставшиеся Теодориху годы арена заполнилась мусором т.к. вышла из строя канализация, и подиум стал частью дороги, ведущей на Целий.
Во время готских войн (535-553)исчезла металлическая арматура, скрепляющая блоки. Северный коридор стал крытым переходом к дороге, проходившей внутри амфитеатра, а внутренние коридоры превратились в дома и конюшни. Многие лестницы были снесены, а само здание разделили на сектора. Так оно существовало в VI - XI вв., и все это время из него добыали материалы.
Между 6 и 13 веками уровень земли поднялся на 1,3 метра. Недавние раскопки обнаружили, что этот слой все еще нетронут, несмотря на все раскопки и расчистки на протяжении веков. Найдены фрагменты керамики, датируемые 12-13 веками.
К концу шестого века город потерял значение и население. Рим превратился в маленький компакиный городок, окруженный полями, садами, руинами и фермами, и это живописное состояние он сохранял до конца девятнадцатого века.
Колизей остался за пределами средневекового города, который располагался на берегах реки.
Землетрясения в 801 и 847 годах, вероятно, нанесли немалый ущерб. Амфитеатр начал зарастать, в нем поселились дикие животные - говорят, даже волки. Уровень земли медленно рос и дошел почти до верха арок первого этажа.
В средневековье все воспоминания о назначенииамфитеатра были утеряны, и люди представляли, что здание было храмом, посвященным Богу Солнца или дьяволу. В этот период городские гиды описывают Колизей как круглый храм, посвященный нескольким богам, который когда-то был покрыт бронзовым или медным куполом. Именно тогда сложилось множество легенд вокруг странного круглого здания, называемого Дворцом Тита и Веспасиана, храмом демонов, местом оккультных практик ... и многим другим.
Между концом 9-го и началом 10-го века здание теперь принадлежало церкви Санта-Мария-Нова, и сохранились документы о продаже и аренде домов внутри него. Именно в это время амфитеатр стал называться Колизеем.
Дома Колизея были с одним или двумя этажами (domus solaratae), иногда с огородом, двором и камином. Их было много: ввдоль северного фасада такие дома составляли сплошную линию, как современные рядные дома; следы их крыш все еще отчетливо видны на некоторых арках на первом этаже. Жили а них в основном ремесленники: кузнецы, сапожники, рабочие.
В 1084 году армия из 36 000 норманнов под предводительством Роберта Гискарда разграбила Рим и опустошила районы между Колизеем и Латераном. Город попал в руки баронских семей (Крешенци, Каэтани, Савелли и др.), которые постоянно сражались друг с другом и жили в крепостях с высокими башнями. Колизей захатила семья Франджипани и превратила его в укрепленную резиденцию, - два этажа на восточной стороне. Помимо этого, Франджипани огородили стенами обширнцю территорию, включая Палатинский холм, Большой цирк и даже некоторое время даже Торре деи Милиция на Рынках Траяна.
В 1144 году горожане изгнали из города баронские семьи, а Колизей объявили собственностью Рима. Но в 1159 году Фрвнджипани вернулись и вновь заняли его! В 1216 году семья Аннибальди попыталась выбить Франджипани из Колизея; они бодались до конца века, но когда Аннибальди в 1312 г захватили амфитеатр, Церковь потребовала вернуть - и получила! - свое имущество.

1231 году часть фасада на юго-западной стороне обрушило землетрясениея, но наибольший ущерб был нанесен еще одним землетрясением в 1349 году, которое сильно повредило город и разрушило множество внешних арок амфитеатра. Свидетельства об этом есть в письме Франческо Петрарки. Огромная масса мусора была названа "Coxa Colisei" и использовалась в качестве травертинового карьера до 18-го века.
В 14 веке Орсини и Колонна получили разрешение добывать камни и мрамор. В 1362 году Жиль Альварес Каррильо де Альборноз, епископ Орвието, пожаловался в письме папе Урбану V, что покупателей на камни Колизея нет и что только Франжипани дают заказы на мрамор для строительства дворца.
Из-за постоянной внутренней борьбы между римскими семьями и конфликта между папством и французской короной папа Климент V уехал из Рима в Авиньон. В этот период экономика города потерпела крах, прежде всего из-за нехватки паломников, население сократилось до 17 000. Район снова стал опасным и жестоким местом.
В этот момент Сенат города решил вернуть себе территорию и поручил эту задачу Братству (Arciconfraternita) св. Спасителя у Санкта Санкторум. Это была ассоциация благочестивых и уважаемых граждан, которые управляли больницей рядом с Латеранским и некоторыми школами. Ассоциация в 1382 году она получила треть здания. Еще треть принадлежала Апостольской палате (главное финансовое учреждение пап), а последняя треть - Сенату Рима.
Братство получило концессию на использование камней, большой источник прибыли.
Интересно, что концессия на эксплуатацию амфитеатра-каменоломни была возобновлена в 1606 году, в награду за дар Братства народу Рима - камни Колизея для строительства Сенатского дворца на Капитолии.
В 1439 году взяли материалы для постройки Сан-Джованни, и с этого времени Колизей стал стройматериалом для бесчисленных церквей и дворцов - мрамор, туф, кирпич снова шли в дело.Только в 1451-1452 гг. из амфитеатра вывезли 2522 телег с материалом для строительства собора Святого Петра и городских стен. Удивительно, но сокрушение и растаскивание древностей стало масштабным в тот самый момент, когда гуманисты Возрождения поняли ценность римского наследия.
Tags: Колизей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments