Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

(no subject)

про Малый ледниковый период Поздней Античности (the Late Antique Little Ice Age)
http://lenta.ru/articles/2016/02/09/islam/

про храмовый комплекс Гобекли-Тепе - самое древнее сооружение в мире (12 тыс лет)
http://vakin.livejournal.com/787018.html
Шмидт со скепсисом относится к теории плодородия. Он разделяет мнение, что Гобекли-Тепе могло быть «последним расцветом полукочевого общества, которое вот-вот должна была уничтожить идущая на смену эпоха земледелия». Он указывает, что если сегодня это место сохранилось почти в идеальном состоянии, то только потому, что его строители вскоре погребли свое творение под тоннами земли, как будто их богатый дикими животными мир утратил все свое значение.

«С моей точки зрения, вырезавшие их люди, задавались величайшими вопросами из всех, – продолжает ученый. – Что есть вселенная? Зачем мы здесь?» Но здесь отсутствуют символы плодородия, которые находили на месте других раскопок эпохи неолита, и столбы в форме буквы Т, будучи явно получеловеческими, являются бесполыми. «Я думаю, что здесь мы столкнулись с самыми ранними изображениями богов, – говорит Шмидт, поглаживая рукой одну из самых больших глыб. – У них нет ни глаз, ни ртов, ни лиц. Но у них есть руки и у них есть ладони. Это – творцы».
.........
Постройки, несомненно, засыпаны, и именно этим объясняется их хорошая сохранность. Все древние культовые здания были просто покинуты, заброшены, но храм на анатолийском холме буквально зарыли в землю. Массивное здание с монолитными гигантскими столбами, покрытыми великолепными рельефами, доверху засыпан камнями и грунтом, так что он буквально исчез под землей.

К любительской теории конца истории

Независимость и благосостояние: Виталий Найшуль беседует с независимым аналитиком, автором «Полит.ру» Василием Измайловым о судьбе России.

Если кратко, то независимость государств ныне невозможна, для доказательства чего независимый аналитик сочинил кудрявую аналогию: "Роль «заводоуправления» выполняют США. Роль «рабочей аристократии» – Западная Европа, Япония и другие страны высокой производственной культуры. «Поточные цеха», «ватники» – это Китай и другие новые индустриальные страны. И, наконец, есть «сырьевые придатки» – внешние поставщики легко заменяемых ресурсов".

"Наша мечта – стать технологически продвинутыми, мощными и независимыми. Для этого мы хотим из «сырьевого придатка» попасть в «ватники», а, может быть, даже в «рабочую аристократию». Но чем выше квалификация, тем меньше свободы и независимости! Самые независимые – «изгои», за ними следуют «сырьевые придатки», потом идут «ватники», а самые зависимые – «рабочая аристократия», которая, как известно из литературы, является главной подпевалой начальства".

====

Эх, кабы явился авторитетный историк-социолог, да с плетью и дубиной. А то с любителями один Зализняк воюет, и только на своем поле.

Юрий Неретин - Кириллу Еськову, или Об опасности наивных желаний

ссылка

Позволю себе дать совет. Ученая наука в последние два года (забыв о своих обычных социальных обязанностях и забыв о своих корпоративных интересах) выступала в качестве социальной силы на стороне одной из правящих партий (или аккуратнее, на стороне одной из программ правящих кругов, потому что устройство правящего черного ящика нам не известно). Я высказывал точку зрения, что перевернутая страница в истории нашей науки была наипозорнейшей, и не только в этом отношении.

http://www.mat.univie.ac.at/~neretin/obraz/livanov.html

Пожалуйста, деполитизируйте свой протест. Вы выступаете на своей собственной стороне и на стороне Российского государства. И баста.

Я понимаю чувства тех, кому 40-65, и которые два года назад решили, что настал момент исполнения мечтаний их молодости. Напомню, что эти мечтания уже однажды (в 1992-1998гг) материализовывались. В связи с этим напомню красивую старинную легенду.

Ее нам рассказывали на мехмате на "Дополнительных видах обучения" (строевой подготовке)

И сказал господь человеку

- Я сделаю все, что ты ни пожелаешь!

- Хочу хирш до земли! (а оригинале был "болт")

- Хорошо - сказал господь - и укоротил человеку ноги.

У многих желания были недавно исполнены вторично. Предпринятая реформа РАН - это именно то, что столько лет отстаивали самые лучшие и самые передовые умы академии. Не судите слишком строго правящий черный ящик. Проводя данную либеральную реформу они, по большому счету, действуют в согласии с вашими же пожеланиями.

Может кто-то может и судить и построже - а вы нет.

И к тем, кто смотрит со стороны. Разгон российской науки - гвоздь в будущий гроб нашей страны. Данные действия черного ящика (какие бы там колесики ни крутились) в данный момент мерзостны и опасны для всех нас. В данный момент черный ящик нарушил имевшиеся договоренности. МЫ, которые ученой науке чужды, должны быть против этих действий. Конкретно против этих действий и реформы 27 июня. В точности в этих рамках и ни на шаг дальше.

Дела-то хреновые.

(no subject)

Song of Ice & Fire - это все же не Столетняя война Алой и Белой роз, а Каролинги или раньше. Полуварварская Европа, забывающийся миф о великих завоевателях (которых удобнее считать предками), наступление новой религии, отсутствие искусств, вместо поэтов и писателей - певцы, вместо наук ремесла и пр.

Виктор Николаевич Тростников

В.И. Тростников, математик и богослов:
"Проблема атеиста очень проста - это проблема нежелания расширять свой кругозор. Между атеизмом и религиозным миропониманием нет качественного различия, оно чисто количественное. Атеизм есть начальная фаза познания, религиозность - его продолжение и развитие. Об этом очень точно сказал Фрэнсис Бэкон: «Малое знание уводит от Бога, большое знание к Нему возвращает». Атеизм есть недодумывание вещей до конца, зацикливание на искусственно ограниченном наборе категорий, упрямый отказ от приобретения новых инструментов познания.
.....
В своем изучении материи мы добрались уже до того рубежа, где предположение о ее субстанциальности (самодостаточности) становится тормозом для дальнейшего продвижения вперед. Перефразируя «Манифест» Маркса, можно сказать, что призрак бродит по всему полю научных исследований - призрак Творца. Новейший материал делает все более очевидным, что никакого «само собой» быть не могло, что Кто-то в определенный момент создал вселенную из ничего («большой взрыв» теоретической космогонии и «реликтовое излучение» наблюдательной астрономии), наделил ее определенными свойствами, содействующими достижению определенных целей («антропный принцип» физики) и направлял ее к этой цели, сообщая ей соответствующие импульсы («креационизм» биологии). И ты воображаешь, что, выбежав на дорогу, по которой пошла масса ученых, и расставив руки, ты остановишь их и повернешь обратно к атеизму?
....
Несколько лет назад мой старый знакомый, один из крупнейших математиков современности, попросил меня свозить его в Троице-Сергиеву лавру. Зная о его материалистическом воспитании, я выразил удивление. Понизив голос, академик сказал мне: «Я не настолько глуп, чтобы быть атеистом». Я и тебе, Валерий, советую стать по-настоящему умным".

Статья В.Т. Тростникова "Научна ли 'научная картина мира'?"

(Статья чиается как комментарий к Стивенсонову "Анафему".)

(no subject)

Солоневич, "Великая фальшивка Февраля": " Делала революцию вся второсортная русская интеллигенция последних ста лет. Именно второсортная. Ни Ф. Достоевский, ни Д. Менделеев, ни И.Павлов, никто из русских людей первогосорта — при всем их критическом отношении к отдельным частям русской жизни — революции не хотели и революции не делали. Революцию делали писатели второго сорта — вроде Горького, историки третьего сорта — вроде Милюкова, адвокаты четвертого сорта — вроде А. Керенского. Делала революцию почти безымянная масса русской гуманитарной профессуры, которая с сотен университетских и прочих кафедр вдалбливала русскому сознанию мысль о том, что с научной точки зрения революция неизбежна, революция желательна, революция спасительна. Подпольная деятельность революционных партий опиралась на этот массив почти безымянных профессоров".

Первая глава - хоть сейчас в учебник истории. Беспощадный анализ верхушечного переворота и тыканье прочих "революционеров" харей в грязь.
Революционер не изменился: инфантильное нетерпение, невежество, шкурничество, неистребимая страсть предавать и гнобить.

(no subject)

Статья Кругмана 2009 года "Почему экономическая наука бессильна", evergreen, - в мемориз. Сюжет: история борьбы здравого смысла с мифологией рынка, ХХ век. (Обаяние теории про рациональных индивидов и совершенные рынки.)

"Примерно к 1970-м наука о финансовых рынках, кажется, была захвачена вольтеровским доктором Панглоссом, который настаивал на том, что мы живем в лучшем из миров, где все имеет причину и следствие. Разговоры об иррациональности инвесторов, о пузырях, о разрушительной спекуляции фактически испарились из академического дискурса" и т.п.

(no subject)

Сумма технологий, прекрасная формулировка: Политпросвет работает со "святыньками". Первична ведь проблема, политработник может и не интересоваться темой как таковой сам по себе. Он интересуется "святыньками". Либо тем, что спустят сверху.
Святыньки - это война, культура, наука, религия и т.д.. Если бы святынькой назвали бы, например, второй закон Ньютона, Юлии Леонидовне и здесь было бы что сказать и как разобраться.


===========

Т.Н. давно советовала прочесть книгу-транскрипт Лунгиной "Подстрочник", а мне не хотелось: ну что нового может рассказать московская литературно-артистическая дама? Но прочла, наконец. И зря, совершенно зря. Потому что горечь и вопросы, вопросы.

Чтение очень приятное и, увы, поучительное. После этой книги становится понятным многое из дней сегодняшних. И отношение к "святынькам" потомков той привилегированной среды и прочим везунчикам тех времен. Они умудрились (как? неведомо) не заметить целой страны, ее жизни и мук.

Лунгина бесконечно мила, добра и нравственна. У нее есть принципы и она нетерпима к предательству.
Но.
Она замечает ободранную мебель в отцовской новой квартире, понимает, что принадлежит к привилегированной среде - и не понимает степени этой привилегированности, не связывает в уме беспризорных в асфальтовых котлах и толпы голодающих, с одной стороны, и благословенную образцовую школу и ИФЛИ, с другой. Несчастные уродливы и жалки, они тревожат, их следует опасаться. Но они из другого, параллельного мира.

И сельские похороны домработницы Моти как поездка в неведомую страну.

На днях написала коммент -
==В десталинизаторах меня больше всего поражает принципиальное незнание социальной истории своей страны. Даже на уровне семейных преданий. Даже на уровне случайно прочитанного. <...>

Кто-нибудь из иудушек представляет масштаб и размах процесса выволакивания России из грязи и невежества в день сегодняшний? По их представлению этот процесс должен быть бескровным. Не в форме десятилетиями длящейся гражданской войны, а на манер пасторали, где кроткие массы дружно идут за мудрыми пастырями.

Кто-нибудь из иудушек понимает, чего стоили эти годы изживания варварства? И что следует признать подвиг тех, кто жил тогда и пережил все это, и оставил не-варварское, цивилизованное потомство.

Или они цивилизованность полагают исключительно заслугой своей и своих родителей?
Вот честно, не понимаю. Как это - впасть в беспамятство и тем похваляться.==

А это не беспамятство, а невежество, незнание. Часто - принципиальное незнание.

(no subject)

Проблемы социальных наук: гарвардский список, тут.

* Проблема соотношения социального и биологического начал в поведении людей. Что важнее — происхождение или среда? Вырастет ли ребенок алкоголиков в приличного человека, если будет воспитываться в хорошей семье, или «гены возьмут свое»? Влияет ли социальная и культурная эволюция (изменение пищевого рациона и форм проживания, изобретение вакцин) на наши гены?
* Проблема создания и воспроизводства обществом социальных институтов. Механизм формирования политических институтов очень слабо изучен. Ясно одно — внешнее внедрение чуждых политических форм в общество будет вызывать отторжение, и показательным примером тут стал провал американских миссий в Ираке и Афганистане. Несмотря на активные попытки выстроить там демократическую систему по западному образцу, общество упорно сопротивляется, вновь и вновь восстанавливая традиционные для себя клановые формы власти.
* Проблема изучения маловероятных и редких событий, например, обвалов финансовых рынков. Из-за их редкости такие события невозможно включать в математические модели с каким-либо уровнем точности — ведь чем меньше вероятность, тем меньше данных в выборке, и тем выше величина ошибки. По мнению автора проблемы Насима Талеба, профессора по конструированию рисков в Политехническом институте Нью-Йоркского университета, она может оказаться нерешаемой, поэтому от ученых требуется хотя бы очертить ее границы.
* Проблема постоянства и протяженности человеческого опыта. Ученые часто зацикливаются на изучении социальных изменений, прогресса, оставляя без внимания то, что определенные модели поведения повторяются в разных обществах и в разные исторические периоды.
* Проблема истины и заблуждений в науке — раньше абсолютно научными и истинными считались утверждения, что негры неспособны к развитию цивилизованных форм общества, а торговля ослабляет экономику. Какая из доминирующих сегодня в обществе идей может быть признана самым чудовищным заблуждением впоследствии?
* Методологическая проблема смещения результатов исследований. Ошибка возникает, когда исследователи, пытаясь проверить переменные, которые могут повлиять на результаты невольно проверяют переменные, привязанные к результату, который они хотят измерить. Другими словами, изучая вопрос зависимости заработной платы от расовой принадлежности сотрудника, ученый вводит переменную «позиция внутри организации», чтобы понять, получают ли сотрудники равное вознаграждение за равную работу. Однако, если 99% уборщиков и грузчиков — негры, а 99% топ-менеджмента — белые, результаты исследования покажут, что расовая принадлежность никак не влияет на зарплату и расизма никакого нет.
* Проблема иррациональности поведения индивидов. Исследования показывают, что часто оно напрямую противоречит их интересам, а то и является опасным для жизни. Женщины специально выбирают более низкооплачивыемые должности, нежели мужчины; в США только 60% диабетиков следуют указаниям врача, а в Африке люди не пользуются источниками с чистой питьевой водой, если до него идти немного дальше, чем до старого грязного колодца.
* Проблема исследования механизмов человеческого познания — как функционирует система, каким образом происходит обновление всего пула информации, которой обладает человечество, при открытии чего-то нового?
* Методологические проблемы, касающиеся формирования кластеров в социальных сетях. Сегодня методы социальных наук еще не умеют отделять гомофилию (свойство людей выбирать друзей, похожих на самих себя) от влияния (свойство друзей подстраиваться друг по друга и перенимать вкусы и привычки). Конечно, это далеко не полный список проблем общественных наук, но даже его одного хватает, чтобы представить растерянность современных ученых. Но сможет ли социальная наука найти адекватное и, главное, однозначное решение всех этих проблем — пока большой вопрос. Пока что профессора надеются на амбициозность молодежи, а студенты заражаются от преподавателей скептицизмом, и вопросы только множатся. Выступления лекторов, а также финальную дискуссию по другим проблемам можно посмотреть на сайте Гарварда.

=========

Собственно проблемы - п. 1, 2 и 4. Остальные - производные этих трех (соц. и биол. начала, опыт, институты).

Главнейшая же проблема самих общественных наук - априорная ангажированность и даже стайность (кто сказал - идеология? в шею его). Плюс отсутствие конвенции, далее - чистая антропология.

=========

Плюс: Петер Берк, 10 тезисов западного понимания истории (изложено по: М.А Кукарцева, Е.Н. Коломоец. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №2. 2004. С. 31-49 http://abuss.narod.ru/Biblio/kukarts_mgu.htm )